Заметки туриста

Для тех кто любит путешествовать

14 ноября
0Comments

Иерусалим

Любой приезжающий в Иерусалим, будь то в Рождество или в любое другое время года, должен оставить надежду, что сможет предаться в этом городе спокойным размышлениям о вечности и жизни. Город этот чрезвычайно шумный, переполненный, лихорадочный – но именно это придает ему свой неповторимый шарм и привлекательность.

Крестный путь на Голгофу, который проходит по Иерусалиму, можно охарактеризовать по-разному, но только не словами «тихий» и «спокойный». Дорога, которая во времена Христа находилась отчасти за пределами города, проходит сегодня прямо посередине арабского Старого города. Узкие улочки заставлены различными прилавками, туристы и местные жители бессистемно снуют среди гор платков и ковров, мешков с пряностями и низкопробных сувениров, развешенных и разложенных на вешалках, столиках и прочих подручных средствах.И все это на фоне пронзительных криков уличных торговцев, старающихся перекричать друг друга и зазывающих туристов на дикой смеси различных языков. Здесь запахи приправ и пищи смешиваются в специфический восточный фоновый запах, который безошибочно подскажет каждому туристу в любом городе Израиля, что он попал именно в арабский квартал. Сюда же примешивается запах ладана, который вдруг возникает на какой-нибудь узкой улочке, как бы предупреждая, что за очередным поворотом обязательно будет стоять очередная церковь.

Ортодоксальные евреи торопливо шагают по улочкам, серьезно глядя себе под ноги. И никакие мировые проблемы их не трогают, как минимум, так кажется. Арабские детишки уверенно скользят сквозь бесконечную толпу, сливаются с людской массой, легко обгоняя при этом туристов. Ведь они здесь живут, это их дом, их игра. Потому что Старый город Иерусалима, с тех пор как они научились ходить, это единственное место для их игр.

И нескончаемый поток туристов, испугано хватающихся за свои карманы, и паломники, словно замирающие подобно тысячелетнему камню, на которых не действует ни толчея, ни хаос вокруг них. Они уже как бы слились с местом, которого, наконец, достигли, стали незаметными, но сохраняя при этом свое достоинство: 14 остановок крестного пути, Via Dolorosa.

На крыше церкви живут монахи

Восемь из этих остановок находятся в сердце Старого города, одна на крыше Храма Гроба Господнего и пять внутри самой церкви. На крыше располагается девятая остановка: Здесь Иисус в третий раз упал под тяжестью креста. Сегодня на крыше Храма живут монахи эфиопской православной церкви Тевахедо. Они обитают в каменных кельях, в беднейших условиях, сидя большую часть дня со стоическим выражением лиц перед своими жилищами, как будто совершенно не замечая удивленных взглядов проходящих мимо туристов.

Да и внутри самого Храма тоже далеко не всегда все выглядит чинно и размеренно. Так как это сооружение делят между собой шесть христианских конфессий (римско-католическая, греко-православная, армянско-апостольская и антиохийская сирийская православная церковь, коптская и эфиопско-православная церковь), между ними регулярно возникают конфликты и споры. Кто и где имеет право молиться, точно урегулировано. Но, несмотря на это, между монахами различных конфессий дело временами доходит даже до рукоприкладства.

Тот, кто хочет посетить Храм Гроба Господнего, должен запастись временем и жесткой обувью. Церковь обычно настолько заполнена людьми, что туристы и паломники на каждом шагу наступают друг другу на ноги.

Но и в этом городе то тут, то там можно наяву встретить тихие, набожные и торжественные проявления. Например, вечером в пятницу возле Стены плача. Среди сотен ортодоксальных евреев, струящихся потоком в своих черных шляпах и пальто в направлении Стены, встречаются немногочисленные туристы, случайно оказавшиеся здесь в это время. Попав сюда, следует проявлять сдержанность: Строгое, благоговейное настроение настолько передается даже туристам, что кажется и их охватывает религиозная серьезность, они переходят на шепот, движения становятся степенными. Но, несмотря на все это, настроение у всех радостное, что объясняется возвышенностью повода и фона. Стена плача возвышается, доминирует под светом прожекторов, словно взмывает в небо. Особенно эта картина впечатляет зимой, когда рано темнеет и небо над Иерусалимом становится черным почти сразу после захода солнца.

Местом молчания является также Гефсиманский сад у подножия Масляничной горы. Стоя в тени древних, узловатых оливковых деревьев, можно представить себе, как это место выглядело во времена Иисуса. И вот что замечаешь в Иерусалиме и вообще в Израиле: Почти над каждой пядью земли, которая в ходе истории хоть отдаленно был связан с Иисусом, была сооружена церковь. А Храм Гроба Господнего и крестный путь располагаются сегодня практически в центре Старого города.

Следовательно: Чтобы представить себе наяву, что это именно те места, в которых разворачивались библейские события, необходимо обладать немалой фантазией. Но, как бы там ни было, Иерусалим не только хранит память о событиях 2000-летней давности.

Оживленный современный город

Насколько современный сегодняшний Иерусалим, в котором проживают более 700.000 жителей, соответствует своему времени, убедиться совершенно нетрудно. Да, новые районы ничем не отличаются по своему виду от привычных европейских городов. Но это лишь на первый взгляд. Отойдя немного от первого впечатления, можно убедиться за всевозможными МакДональдсами, роскошными ресторанами и кофейнями и заведения того или иного характера: Вы находитель именно в Иерусалиме. Вот, например, маленький магазинчик «Кипа-Ман», владелец которого на оживленной торговой улице, прямо напротив закусочной «Бургер-Кинг» продает традиционные еврейские головные уборы, в ста различных вариациях, в любых расцветках, с совершенно непостижимыми узорами. Да, Иерусалим всегда остается верен себе: Он поражает всех и всегда!

 
No comments

Place your comment

Please fill your data and comment below.
Name
Email
Website
Your comment


6 + девять =